Брянская деревушка Хацунь - это три деревянных дома вдоль дороги и восемь местных жителей. Однако в последние годы сюда неоднократно наведывались и губернатор, и местный епископ, и чиновников всех уровней. Хацунь - почти что сестра Хатыни, первый в России мемориал, посвященный селам, уничтоженным во время Великой Отечественной войны.
С трагически известной белорусской деревней Хатынь Брянщина породнилась давно. Маленькая деревушка с созвучным именем Хацунь, которую называют сестрой Хатыни, расположена в часе езды от областного центра. В октябре 1941 года фашисты уничтожили здесь 318 мирных жителей, а затем сожгли дотла и саму деревню.
Спустя 70 лет после трагедии, здесь был создан первый в России мемориал, который хранит память о деревнях и селах, стертых с лица земли в годы войны. А таких только в Брянской области было более тысячи.
Зимой, весной и осенью в Хацунь не ходят даже регулярные автобусы. Три ярко выкрашенных деревянных дома вдоль дороги и один на всех таксофон — вот и вся лесная цивилизация для восьми местных жителей. Однако же в последние годы этим старикам неоднократно довелось увидеть и брянского губернатора, и местного епископа, и чиновников всех уровней. Брянских бизнесменов же сюда и вовсе привозили целыми командами, подолгу морили на солнцепеке, рассказывая о трагической истории этого места в надежде на то, что те поспособствуют созданию мемориала.
Хацунский летописец
Мемориал на месте сожженной Хацуни появился в 80-е годы, но потом он был заброшен, и о маленькой деревушке с ее удивительной и трагической историей долго не вспоминали. Вновь обратить внимание на мемориальный комплекс чиновников заставил карачевский журналист и писатель Евгений Петрович Кузин, несколько десятилетий собиравший информацию об обстоятельствах трагедии.
Работа над книгой "Хацуньская исповедь" началась со списка из нескольких десятков имен расстрелянных в Хацуни людей, который попал к нему в начале 70-х годов, когда тот был еще корреспондентом районной газеты.
Книга, в которой рассказывается о трагедии деревни, была издана небольшим тиражом и не оставила равнодушными ее читателей. Во многом именно "Хацунская исповедь" подтолкнула брянские власти вплотную заняться реставрацией мемориала.
"Сейчас Евгений Петрович подготовил продолжение "Хацунской исповеди". Мы хотим сделать презентацию в апреле", — рассказывает заместитель директора по развитию регионального комплекса "Хацунь" Марина Иванова.
Первая среди уничтоженных
Сейчас о том, что произошло в деревне, известно лишь в общих чертах. К осени 1941-го территория сегодняшней Брянской области была практически полностью оккупирована фашистами. Брянск сильно бомбили, и жители, в спешном порядке покидавшие город, искали укрытия в лесах. Те, кому не хватало места в деревенских домах, строили землянки и шалаши.
Хацунь, как свидетельствуют краеведы, скорее всего, была первой полностью уничтоженной немцами деревней в стране. Здесь прошла немецкая "репетиция" по уничтожению русского народа в соответствии с планом "Ост". "Каратели" действовали по установке — за одного убитого немца убивать по сто русских.
24 октября 1941 года два советских солдата, попавших в окружение на территории деревни Хацунь напали на фашистов, конвоировавших пленного. Двое немцев погибли. Наказать Хацунь гитлеровцы решили показательно. На следующий же день, согнав всех беженцев и местных жителей на окраину деревни, они расстреляли их из пулеметов, которые были выстроены по периметру. Среди погибших были в основном старики, женщины и дети. Шестидесяти из них было от 2-х до 10-лет. Детей, как объясняли немцы, они расстреливали "из милости".
"Так как у большинства детей средний возраст был от 2 до 10 лет, было решено не предоставлять их самим себе", — говорится в немецких архивных документах, копии которых попали в Брянск лишь в 2010 году благодаря молодому немецкому ученому Себастьяну Штопперу, занимавшемуся историей партизанского движения на Брянщине.
Хоронить погибших в назидание жителям окрестных деревень немцы запрещали почти две недели. Лишь спустя какое-то время староста, назначенный немцами, заявил в карачевскую комендатуру о расстреле мирных жителей в Хацуни. После чего молодежь из соседнего села Осиновые Дворики была согнана туда рыть могилы и хоронить убитых.
Только некоторые из погибших были похоронены отдельно. Остальные погребены в общих могилах. Установить имена беженцев до сих пор не удалось. На плитах мемориального комплекса высечены только имена местных жителей. Среди них было несколько Кондрашовых, из разных семей. Самый старший из них — Василий Стефанович Кондрашов был расстрелян в 63 года, шестимесячную Нину Кондрашову проткнули штыком прямо в люльке.
Сегодня об этой печальной странице истории посетителям рассказывают экскурсоводы мемориального комплекса.
"За февраль мы провели 96 экскурсий, по две и более в день. К нам едут не только местные, но и посетители из Москвы, Казани, США, Израиля. По выходным мы проводим много индивидуальных экскурсий для тех, кто приезжает семьями. После увиденного остаться равнодушным невозможно. Впечатления остаются у всех, даже у школьников, они уезжают совершенно растроганные", — рассказывает Иванова и добавляет, что сама идея мемориального комплекса продумана так, что атмосфера и экспозиция создают серьезное впечатление.
Клин усталый
Мемориальный комплекс, возведенный по проекту брянского архитектора Александра Панченко на месте поросшего полынью захоронения, действительно величественный и душевный одновременно. Он включает в себя здание музея, на красно-оранжевом фасаде которого журавлиный клин, устремленный в небеса. Рядом с музеем 28 гранитных стел, по количеству районов Брянской области, на которых высечена информация о жертвах фашизма в каждом районе.
На территории комплекса находятся маленькая часовня и созданная брянским скульптором Александром Ромашевским шестиметровая символическая скульптурная композиция — женщина, прижавшийся к ней ребенок и старик, стремящийся закрыть их собой.
Сам музей, по задумке его создателей, разделен на две части. Верхняя, светлая его часть рассказывает о мирной жизни деревни. Люлька, прялка, рушники, орудия труда — все экспонаты представляют быт довоенной Хацуни. Экспозиция собиралась по крупицам, поскольку от деревни буквально не осталось и следа, лишь только могила 30 метров длиной и 6 шириной.
Марина Иванова рассказывает, что жители области помогали в создании музея: своими силами собрали сохранившиеся предметы обихода, отыскали письма и прочие документы. Фотографии хацунцев удалось найти через родственников жителей деревни.
"И сегодня в музей приезжают неравнодушные к нашей истории люди, иногда они делятся новыми сведениями. Недавно у нас был студент МПСУ, который рассказал, что его бабушка была свидетелем того, как угоняли на расстрел жителей. Мы планируем встретиться с ней. Она может что-то рассказать и внук сказал, что ему это тоже это интересно", — говорит Иванова.
Нижняя часть музея — темная, она рассказывает о трагедии Хацуни и других деревень, повторивших ее судьбу. Вместо окон здесь витражи с изображением лиц и рук людей, объятых пламенем. В экспозиции размещены сделанные немцами фотографии массовых расстрелов и публичных казней. Есть здесь и совершенно потрясающие картины брянских художников, написанные специально для музея.
Присоединившиеся
Брянские музейщики продолжают собирать материалы, отражающие масштабы потерь мирного населения не только Брянской области, но и других регионов страны.
Собраны уникальные документы об уничтоженных мирных жителях 16 регионов России, находившихся в оккупации. Из архива немецкого города Фрайсбурга были получены сведения о количестве жертв в Брянской области. Многие факты стали открытием, поскольку до войны Брянск не был областным центром и не имел собственного архива. Музейщики постоянно пополняют свои каталоги информацией из соседних регионов.
"У нас в электронных киосках есть информация из Белгородской, Калужской, Воронежской, Липецкой, Ростовской, Ставропольской и других областей. И новые сведения продолжают поступать. Конечно, не так часто, как нам хотелось бы, но тем не менее", — рассказывает Иванова и приглашает всех в эту маленькую деревню, где почти нет связи, куда не ходят автобусы и где, помимо прочих, бывал сам Путин.
Автор: Анна Сенина, РИА Новости.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Карачев Брянской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.