13.03.2024 16:01
Документы.
Просмотров всего: 7031; сегодня: 2.

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банк России обновил методические рекомендации для банков по предупреждению клиентов о рисках хищений собственных и кредитных денег злоумышленниками, а также последствиях вовлечения в деятельность по выводу и обналичиванию похищенных денег (дропперство). Документ расширяет перечень каналов и мероприятий, которые следует использовать при информировании людей.

Регулятор рекомендует банкам разработать сценарии для бесед сотрудников с клиентами при возникновении подозрений, что человек находится под влиянием мошенников и может лишиться денег. Кроме того, банкам рекомендовано предоставлять клиентам сервисы по определению подозрительных звонков и антивирусные программы, в том числе встроенные в мобильные приложения кредитных организаций, которые помогут уберечь граждан от хищений.

Методические рекомендации начнут действовать с 25 июля 2024 года. К этому времени банки смогут подготовиться к исполнению рекомендаций, которые будут способствовать снижению потерь граждан от действий кибермошенников.

Текст документа: 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Методические рекомендации по усилению кредитными организациями информационной работы с клиентами в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а также заключению договоров на получение кредитных (заемных) денежных средств под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием и осуществлению операций с использованием указанных денежных средств, а также вовлечению граждан в деятельность по выводу и обналичиванию средств, полученных преступным путем

28.02.2024 №3-МР

Согласно статистической информации Банка России наблюдается значительное число переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием (далее – перевод денежных средств без добровольного согласия клиента), в том числе с использованием методов социальной инженерии.

Злоумышленники осуществляют действия, направленные на лишение граждан как собственных, так и кредитных (заемных) денежных средств, договоры на получение которых граждане заключают под влиянием обмана или при злоупотреблении их доверием со стороны злоумышленников, а также действия, направленные на вовлечение граждан, в частности молодежи, в деятельность по выводу и обналичиванию денежных средств, полученных преступным путем, в том числе с использованием электронных средств платежа (далее – ЭСП) указанных граждан (далее – дропперство).

В связи с изложенным Банк России рекомендует кредитным организациям усилить информационную работу, направленную на повышение осмотрительности клиентов в отношении сохранности информации, используемой в целях осуществления банковских операций, в частности перевода денежных средств, заключения договоров на получение кредитных (заемных) денежных средств, в том числе с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, а также на повышение осведомленности о признаках и последствиях вовлечения в дропперство.

Обязанность кредитных организаций, предусмотренная пунктом 7 Положения Банка России от 17 апреля 2019 года № 683-П «Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента», может быть реализована посредством информирования клиентов, в том числе о рисках передачи посторонним лицам информации (например, персональных данных, реквизитов платежной карты, пароля из СМС, секретных слов и так далее), использование которой указанными лицами может привести к совершению перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.

Кредитным организациям рекомендуется усилить разъяснительную работу с клиентами, чтобы обеспечить доступность восприятия доводимой информации.

Банк России рекомендует кредитным организациям не реже одного раза в полгода оценивать показатели указанной разъяснительной работы и при необходимости актуализировать перечень мероприятий в целях повышения ее результативности. Актуализацию рекомендуется проводить с учетом результатов анализа данных об охвате аудиторий и динамики количества событий, связанных с получением от клиентов информации об осуществлении переводов денежных средств без добровольного согласия клиента и заключении договоров на получение кредитных (заемных) денежных средств под влиянием обмана или при злоупотреблении их доверием со стороны злоумышленников, а также вовлечением в дропперство.

Оперативное получение клиентом (держателем платежной карты) информации о совершенных операциях с использованием платежной карты позволяет ему своевременно выявлять операции, совершаемые без его согласия, проинформировать кредитную организацию – эмитента об этом и приостановить действие платежной карты, что является ключевым фактором оперативного пресечения правонарушений и минимизации убытков в финансовой системе.

В связи с этим Банк России рекомендует кредитным организациям при выборе бесплатного способа информирования клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» учитывать необходимость оперативного получения клиентом такой информации.

1. Для информирования клиентов о рисках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а также о рисках заключения договоров на получение кредитных (заемных) денежных средств под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием и осуществления операций с использованием указанных денежных средств Банк России рекомендует кредитным организациям проводить на постоянной основе:

1.1. Разработку и актуализацию информационно-просветительских Материалов, а также материалов для проведения занятий по финансовой киберграмотности.

1.2. Разработку и актуализацию сценариев разговора (скриптов) для взаимодействия с клиентами при заключении договоров на получение кредитов (займов) при снятии крупных сумм наличных денежных средств, а также при выявлении наличия в операциях признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.

1.3. Информирование клиентов об их правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Банка России.

1.4. Включение информационно-просветительских материалов в рекламные материалы кредитной организации, в том числе размещаемые посредством инструментов наружной рекламы, рекламы в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет).

1.5. Размещение информационно-просветительских материалов:

в приложениях дистанционного банковского обслуживания (например, на авторизационных заставках и при осуществлении операций по банковскому счету);

на экранах банкоматов (на заставках и при осуществлении операций по банковскому счету; на экранах банкоматов в виде отдельной заставки с повторением после каждой иной заставки);

на сайте кредитной организации в сети Интернет, в том числе в специальном разделе о противодействии осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, с постоянным анонсированием данного раздела на главной странице сайта кредитной организации в сети Интернет в первом экране в виде отдельного слайдера, баннера и (или) ссылки;

на страницах кредитной организации в социальных сетях в сети Интернет и мессенджерах;

в помещениях и витринах офисов кредитной организации, в том числе в зоне банкоматов, входной группы, в кассовом узле и местах обслуживания клиентов.

1.6. Проведение обучающих мероприятий, в том числе в игровой форме, также на сайте кредитной организации в сети Интернет и на страницах кредитной организации в социальных сетях и мессенджерах.

1.7. Осуществление регулярного SMS-информирования клиентов или направление им push-уведомлений не реже 1 раза в квартал не менее 80% клиентов.

1.8. Обеспечение взаимодействия работников контакт-центров, онлайн-чатов, онлайн-видеоконсультаций, офисов кредитной организации с клиентами с использованием сценариев разговора (скриптов) для определения и выведения клиента из-под воздействия злоумышленников, например, в случае заключения договоров на получение кредитных (заемных) денежных средств, осуществления операций по снятию крупных сумм наличных денежных средств, а также при выявлении наличия в операциях признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента.

Кроме того, кредитным организациям рекомендуется предусмотреть возможность информационного обмена с операторами связи по передаче телефонных номеров, с которых совершались подозрительные звонки.

Кредитным организациям рекомендуется предоставлять клиентам сервисы определителя номера телефона, а также иные сервисы, позволяющие своевременно информировать клиента (до осуществления перевода денежных средств) о наличии признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, фишингового и мошеннического ресурсов.

Кредитным организациям также рекомендуется предоставлять клиентам антивирусные программы и антиспам-системы, в том числе путем встраивания их в приложения дистанционного банковского обслуживания.

При осуществлении клиентами операций с использованием банкоматов рекомендуется внедрение двухфакторной аутентификации, позволяющей проследить связь между держателем ЭСП и лицом, осуществляющим операцию в банкомате.

Кредитным организациям рекомендуется постоянно повышать уровень квалификации сотрудников, которые взаимодействуют с клиентами, в части компетенции по вопросам противодействия осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а также заключению договоров на получение кредитных (заемных) денежных средств под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием и осуществлению операций с использованием указанных денежных средств.

2. В целях информирования клиентов о рисках и последствиях вовлечения в дропперство (об ответственности за участие в дропперстве, о действиях кредитных организаций в отношении дистанционного банковского обслуживания клиентов, участвующих в дропперстве), формирования негативного образа дропа и профилактики вовлечения в дропперство Банк России рекомендует кредитным организациям осуществлять на постоянной основе:

2.1. Разработку и актуализацию информационно-просветительских материалов, а также материалов для проведения обучающих мероприятий.

2.2. Включение информационно-просветительских материалов в рекламные материалы кредитной организации, в том числе размещаемые посредством инструментов наружной рекламы, рекламы в средствах массовой информации и в сети Интернет.

2.3. Размещение информационно-просветительских материалов:

в приложениях дистанционного банковского обслуживания (например на авторизационных заставках);

на сайте кредитной организации в сети Интернет, в том числе в специальном разделе о противодействии осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента с постоянным анонсированием данного раздела на главной странице сайта кредитной организации в сети Интернет в первом экране в виде отдельного слайдера, баннера и (или) ссылки;

на страницах кредитной организации в социальных сетях в сети Интернет и мессенджерах;

в помещениях и витринах офисов кредитной организации, в том числе в зоне банкоматов, входной группы, в кассовом узле и местах обслуживания клиентов.

2.4. Регулярное проведение обучающих мероприятий, включая обучающие мероприятия в игровой форме, в том числе на сайте кредитной организации в сети Интернет и на страницах кредитной организации в социальных сетях и мессенджерах;

2.5. Осуществление регулярного SMS-информирования клиентов или направления им push-уведомлений не реже 1 раза в квартал не менее 80% клиентов.

Кроме того, в целях противодействия дропперству кредитным организациям при осуществлении клиентами операций с использованием банкоматов рекомендуется внедрение двухфакторной аутентификации, позволяющей проследить связь между держателем ЭСП и лицом, осуществляющим операцию в банкомате.

Банк России рекомендует кредитным организациям при разработке информационно-просветительских материалов, а также при применении каналов и методов их распространения учитывать особенности различных категорий граждан, в том числе социально уязвимых категорий (пожилые граждане, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и так далее).

Настоящие методические рекомендации подлежат размещению на официальном сайте Банка России в сети Интернет и применяются с 25 июля 2024 года.

С указанной даты отменяются Методические рекомендации по усилению кредитными организациями информационной работы с клиентами в целях противодействия несанкционированным операциям от 19 февраля 2021 года № 3-МР.

Заместитель Председателя Банка России Г.А. Зубарев


Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества

Банкам рекомендовано расширить каналы о рисках кибермошенничества


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9538 публикаций
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=18507
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...