23.11.2020 20:29
Документы.
Просмотров всего: 5531; сегодня: 3.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г

Утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 года.

Президент подписал Указ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».

Стратегия государственной антинаркотической политики на период до 2030 года утверждена Указом главы государства в целях дальнейшей реализации государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленной на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности.

Текст документа:

Указ Президента Российской Федерации

Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года

В целях дальнейшей реализации государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленной на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности, постановляю: 

1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль

23 ноября 2020 года

№733 

 

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения 

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и направлена на реализацию государственной антинаркотической политики Российской Федерации (далее - антинаркотическая политика). 

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации. 

3. Настоящей Стратегией на основе анализа наркоситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, оценки угроз национальной безопасности, а также в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", определяются стратегические цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики на период до 2030 года, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии. 

4. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: 

а) антинаркотическая деятельность - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и негосударственных организаций в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленная на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, на постепенное уменьшение числа больных наркоманией, сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 

б) наркотики - наркотические средства и психотропные вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, включенные в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации; 

в) антинаркотическая идеология - совокупность политических, религиозных, научных, культурных и других взглядов, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и выражающих негативное отношение общества к незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков; 

г) незаконное потребление наркотиков - потребление наркотиков без назначения врача; 

д) наркопотребитель - лицо, которое незаконно потребляет наркотики либо у которого диагностированы наркомания или пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков; 

е) медицинская реабилитация больных наркоманией - вид наркологической помощи, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах и об охране здоровья граждан; 

ж) социальная реабилитация больных наркоманией совокупность мероприятий социального и психологического характера, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на полное или частичное восстановление социальных связей и функций, утраченных вследствие потребления наркотиков; 

з) ресоциализация наркопотребителей - комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на восстановление у наркопотребителей (в том числе лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера) утраченных социально полезных связей, на укрепление позитивных моделей поведения и ценностных установок, а также на содействие таким лицам в получении правовой и социальной помощи, помощи в трудоустройстве; и)сочетанное потребление наркотиков (далее полинаркомания) - одновременное потребление нескольких наркотических средств, психотропных веществ или новых потенциально опасных психоактивных веществ.

II. Анализ наркоситуации в Российской Федерации

5. В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в 2010 - 2020 годах были приняты (принимаются) следующие меры: 

а) осуществляется совершенствование государственного управления и законодательства Российской Федерации в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту. Усилена уголовная ответственность за сбыт и контрабанду наркотиков в особо крупных размерах, а также за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, на объектах транспорта, в местах проведения культурно-досуговых мероприятий, образовательных организациях, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Создан принципиально новый для Российской Федерации институт побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации. Установлен порядок внесудебного ограничения доступа к размещаемой в сети "Интернет" информации о способах и методах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о местах их приобретения; 

б) создана и функционирует на постоянной основе государственная система мониторинга наркоситуации в Российской Федерации (далее - система мониторинга наркоситуации); 

в) правоохранительными органами выявлено свыше 2 млн. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72 процентов (1,5 млн.) из которых - тяжкие и особо тяжкие. Раскрыто более 45 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в составе организованных групп. Пресечена деятельность около 8 тыс. преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных. Из незаконного оборота изъято более 420 тонн наркотиков и иных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации; 

г) осуществляется формирование системы защиты от незаконного перемещения наркотиков через государственную границу Российской Федерации, что позволило пресечь более 16 тыс. попыток контрабанды наркотиков; 

д) сформированы механизмы раннего выявления незаконного потребления наркотиков; 

е) реализован комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышение доступности и качества оказания наркологической помощи населению Российской Федерации; 

ж) разработаны механизмы ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности в рамках соответствующих государственных программ субъектов Российской Федерации либо подпрограмм, включающих в себя антинаркотические мероприятия, а также муниципальных программ. Обеспечивается финансирование антинаркотической деятельности в объеме около 1 млрд. рублей ежегодно (в 2018 году - 1,10 млрд. рублей, в 2019 году - 1,23 млрд. рублей). 

6. В результате реализации антинаркотической политики в 2010-2020 годах наркоситуация в стране в целом стабилизировалась, однако согласно данным мониторинга, проводимого Государственным антинаркотическим комитетом, в большинстве регионов Российской Федерации она остается напряженной. 

7. В настоящее время в Российской Федерации наркоситуация характеризуется следующими показателями: 

а) ежегодно правоохранительными органами выявляется около 200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 

б) доля противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков в общем количестве зарегистрированных преступлений составляет 9,4 процента (в 2017 - 2018 годах -10,1 процента); 

в) отмечается подтвержденная данными медицинской статистики тенденция к снижению общей заболеваемости наркоманией. Согласно данным федерального статистического наблюдения общее число зарегистрированных в наркологической службе Российской Федерации пациентов с психическими расстройствами, связанными с потреблением наркотиков, с 2010 года снизилось практически на одну треть (29 процентов) и в 2019 году составило 478,7 тыс. человек, или 326,2 случая на 100 тыс. человек; 

г) число лиц, у которых впервые диагностировано психическое расстройство, связанное с потреблением наркотиков, с 2010 года сократилось на 38,8 процента и в 2019 году составило 51,3 тыс. человек, или 34,9 случая на 100 тыс. человек; 

д) по сравнению с 2015 годом в 2019 году число лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, снизилось на 38,4 процента и составило 207,5 тыс. человек; 

е) с 2010 года наблюдается рост более чем в 2,5 раза числа лиц с зависимостью от новых потенциально опасных психоактивных веществ и с полинаркоманией (в 2010 году - 26,4 тыс. человек, в 2019 году - 66,7 тыс. человек) и более чем в три раза - с зависимостью от лекарственных препаратов с психоактивным действием (в 2010 году - 7,8 тыс. человек, в 2019 году - 26,4 тыс. человек); 

ж) среднее по Российской Федерации количество случаев отравления наркотиками в 2019 году составило 12,4 случая на 100 тыс. человек, среди несовершеннолетних - 11,6 случая на 100 тыс. человек; 

з) число умерших от потребления наркотиков в Российской Федерации в 2019 году превысило 4,6 тыс. человек (в 2011 году - 3,7 тыс. человек, в 2018 году - 4,4 тыс. человек). 

8. Социологические исследования, проводимые антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации в целях определения уровня наркотизации общества и оценки отношения населения к незаконному обороту наркотиков, показывают, что число респондентов, потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, составляет 1,9 млн. человек, или 1,3 процента населения. С предложением попробовать наркотики сталкиваются порядка 21,8 процента опрошенных граждан. Каждый четвертый респондент (24,1 процента) общается с лицами, которые незаконно потребляли или потребляют наркотики.

III. Угрозы национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту 

9. Угрозами национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются: 

а) попытки дестабилизации международной системы контроля за оборотом наркотиков в части, касающейся ее либерализации и легализации наркотиков в нарушение международных нормативных правовых актов о наркотических средствах и психотропных веществах и противодействии их незаконному обороту; 

б) расширение глобального рынка наркотиков вследствие легализации использования каннабиса в рекреационных целях, появления новых видов наркотиков и формирования рынков их сбыта, увеличения объемов незаконного производства наркотиков на недостаточно контролируемых властями территориях, а также в зонах вооруженных конфликтов; 

в) деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков; 

г) появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий; 

д) увеличение предложения на рынке сбыта (в целях незаконного потребления) синтетических наркотиков, произведенных на территории Российской Федерации с применением веществ, часто используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ и находящихся в законном обороте, а также рост спроса на такие наркотики; 

е) использование новейших финансовых инструментов в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, а также применение новых способов оплаты приобретаемых наркотиков; 

ж) масштабное использование сети "Интернет" для пропаганды незаконного потребления наркотиков; 

з) сохранение высокого уровня культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков опийной группы в Исламской Республике Афганистан, а также тенденция к расширению производства на ее территории других видов наркотиков, в том числе синтетических; 

и) попытки транснациональных преступных организаций увеличить транзит наркотиков через территорию Российской Федерации, а также объемы незаконного ввоза наркотиков на ее территорию, в том числе с использованием международной почтовой связи и служб курьерской доставки; 

к) использование доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, для финансирования деятельности международных террористических организаций; 

л) увеличение количества случаев потребления лекарственных препаратов с психоактивным действием без назначения врача, разработка и сбыт в целях незаконного потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ синтетического происхождения, а также тенденция к распространению полинаркомании; 

м) распространение наркомании, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов; 

н) недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, социальной реабилитации больных наркоманией и ресоциализации наркопотребителей, ограниченное использование потенциала негосударственных организаций при реализации антинаркотической политики; 

о) неэффективное применение правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации.

IV. Стратегические цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики 

10. Стратегическими целями антинаркотической политики являются: 

а) сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления; 

б) снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков; 

в) формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте. 

11. В процессе реализации антинаркотической политики подлежат решению следующие стратегические задачи: 

а) совершенствование (с учетом анализа наркоситуации, научных исследований и разработок) нормативно-правового регулирования оборота наркотиков и антинаркотической деятельности; 

б) совершенствование механизмов пограничного и таможенного контроля в целях пресечения незаконного перемещения наркотиков через государственную границу Российской Федерации; 

в) совершенствование противодействия организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков; 

г) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков; 

д) уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков, существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков на территории Российской Федерации; 

е) формирование на общих методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности; 

ж) создание с учетом традиционных российских духовно- нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков; 

з) повышение эффективности функционирования наркологической службы Российской Федерации, предупреждение случаев незаконного лечения больных наркоманией; 

и) повышение доступности для наркопотребителей профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем); 

к) совершенствование правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации; 

л) дальнейшее развитие системы международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков; 

м) обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности; 

н) совершенствование системы мониторинга наркоситуации, повышение оперативности и объективности исследований в сфере контроля за оборотом наркотиков; 

о) повышение доступности ресоциализации и социальной реабилитации для наркопотребителей, включая лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства. 

12. Антинаркотическая политика реализуется по следующим направлениям: 

а) совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков; 

б) профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков; 

в) сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков; 

г) сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 

д) совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков. 

13. Совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков осуществляется путем реализации следующих мер: 

а) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в соответствии с угрозами национальной безопасности, потребностями российского общества; 

б) обеспечение функционирования системы выявления новых видов наркотиков и потенциально опасных психоактивных веществ, оперативного установления в отношении их мер государственного контроля, а также мер пресечения их незаконного оборота; 

в) пресечение незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий; 

г) выявление и пресечение функционирования в сети "Интернет" ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков; 

д) организация противодействия незаконному обороту наркотиков с учетом изменения маршрутов наркотрафика и образования межрегиональных организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций); 

е) совершенствование механизмов выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования, а также методов уничтожения дикорастущих наркосодержащих растений; 

ж) осуществление государственного контроля за культивированием наркосодержащих растений для производства наркотиков, используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии, а также за культивированием опийного мака в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотиков; 

з) осуществление контроля за оборотом прекурсоров, деятельностью организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию, недопущение их использования для незаконного производства наркотиков; 

и) обеспечение согласованности мер по реализации настоящей Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе касающихся ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности, исключая дублирование таких мер; 

к) повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, установление обязательности формирования антинаркотических комиссий органами местного самоуправления, методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации антинаркотической политики; 

л) разработка и реализация комплексного плана профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих реализацию антинаркотической политики; 

м) совершенствование научного сопровождения антинаркотической деятельности; 

н) привлечение институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации, к решению задач, предусмотренных настоящей Стратегией, а также стимулирование их к активному участию в такой работе; 

о) дальнейшее развитие системы мониторинга наркоситуации, в том числе создание и внедрение единого цифрового контура этой системы с учетом национальных приоритетов в сфере информационных технологий, сбора и обработки статистических данных; 

п) включение в число показателей системы мониторинга наркоситуации оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности, обеспечение возможности осуществления оперативных аналитических исследований по отдельным направлениям развития наркоситуации в Российской Федерации; 

р) совершенствование методологии социологических исследований, обеспечение сопоставимости данных о наркоситуации в Российской Федерации с данными международных организаций о наркоситуации в других государствах. 

14. Профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков осуществляются путем реализации следующих мер: 

а) развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотиков, в том числе совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включение таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики); 

б) включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, федеральные и региональные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи; 

в) уделение особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков; 

г) разработка и внедрение стандартов деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, а также единого подхода к оценке ее эффективности, включая разработку критериев оценки и проведение обязательной экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями; 

д) развитие системы специальной подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков; 

е) активное привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации антинаркотической политики; 

ж) совершенствование механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, создание условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков; 

з) расширение практики обмена с иностранными государствами передовыми методиками профилактики незаконного потребления наркотиков, включая адаптацию и использование наиболее успешных зарубежных методик в сфере антинаркотической деятельности; 

и) организация сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, направленного на повышение уровня осведомленности граждан, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках, связанных с незаконным потреблением наркотиков, и последствиях такого потребления; 

к) выработка научно обоснованных рекомендаций для средств массовой информации по созданию информационно-просветительских программ, направленных на содействие реализации антинаркотической политики, а также осуществление мониторинга и анализа эффективности соответствующих программ.

15. Сокращение числа больных наркоманией, а также лиц, у которых диагностировано пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков, осуществляется путем реализации следующих мер: 

а) недопущение применения в Российской Федерации методов заместительной терапии при лечении наркомании (использование наркотиков), легализации рекреационного потребления наркотиков, а также неоправданного расширения применения наркотических анальгетиков; 

б) сокращение количества случаев отравления людей и снижение уровня смертности населения в результате незаконного потребления наркотиков; 

в) сохранение государственной наркологической службы, ее комплексное развитие, в том числе совершенствование материально- технической базы медицинских организаций наркологического профиля и подразделений наркологического профиля в медицинских организациях общего профиля, поддержание деятельности медицинских реабилитационных центров и отделений; 

г) совершенствование методов профилактики и диагностики незаконного потребления наркотиков и наркомании, а также лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, в том числе обеспечение взаимодействия медицинских организаций с организациями, осуществляющими мероприятия по социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией; 

д) совершенствование раннего выявления (на уровне первичного звена здравоохранения) незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием; 

е) внедрение программ профилактики социально значимых инфекционных заболеваний среди наркопотребителей; 

ж) развитие системы социальной реабилитации больных наркоманией, а также ресоциализации наркопотребителей, в том числе разработка и утверждение требований к содержанию услуг, направленных на социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью и оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями; 

з) развитие с участием негосударственных организаций системы ресоциализации наркопотребителей, создание условий для эффективной деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере социальной реабилитации больных наркоманией, и поэтапное введение механизмов саморегулирования таких организаций. 

16. Сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется путем реализации следующих мер: 

а) совершенствование механизмов пограничного и таможенного контроля, в том числе укрепление государственной границы Российской Федерации, повышение уровня ее технической оснащенности, осуществление эффективного контроля за перемещением грузов через государственную границу Российской Федерации и за объектами транспортной инфраструктуры, на которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, проведение согласованных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика; 

б) совершенствование методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями); 

в) развитие механизмов предупреждения участия граждан в деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанной с незаконным оборотом наркотиков; 

г) развитие механизмов выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и совершаемых с использованием современных информационных технологий, в том числе организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями); 

д) противодействие легализации доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, в том числе совершенствование системы выявления финансовых операций в этой области, установление членов организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), действующих в финансовой сфере, а также субъектов экономической деятельности, используемых для легализации этих доходов; 

е) укрепление взаимодействия между правоохранительными органами, Федеральной службой по финансовому мониторингу и негосударственными организациями в целях дальнейшего совершенствования тактических приемов разрушения экономических связей наркопреступности; 

ж) совершенствование мер, направленных на пресечение использования электронных платежных инструментов при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, включая введение внесудебного механизма блокировки банковских счетов (вкладов) и электронных средств платежа по инициативе субъектов оперативно-разыскной деятельности на срок до 30 суток для физических и (или) юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности или достаточные основания подозревать их в причастности к незаконному обороту наркотиков (в том числе в целях финансирования терроризма); 

з) усиление контроля за осуществлением финансовых операций по внесению денежных средств на банковские счета и электронные средства платежа, а также установление административной ответственности для лиц, передающих выпущенные (эмитированные) на их имя финансовые инструменты третьим лицам, в случае установления фактов использования таких инструментов в преступной деятельности, в том числе связанной с незаконным оборотом наркотиков. 

17. Совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков осуществляется путем реализации следующих мер: 

а) противодействие глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации, заключающейся в признании центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) в сфере международного контроля за оборотом наркотиков, компетенции Комиссии по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН по формированию международной антинаркотической политики и полномочий Международного комитета по контролю над наркотиками по мониторингу соблюдения государствами международных конвенций о наркотических средствах, психотропных веществах и противодействии их незаконному обороту; 

б) недопущение ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками, в том числе в части, касающейся их легализации, а также недопущение реализации иных инициатив, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 

в) развитие и расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, объединения БРИКС, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и других международных и региональных организаций и объединений; 

г) дальнейшее развитие международного и регионального сотрудничества в целях укрепления антинаркотического потенциала Исламской Республики Афганистан и локализации исходящей с ее территории наркоугрозы; 

д) развитие двустороннего сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков с государствами Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Северной Америки и Африки, а также обеспечение дальнейшей координации позиций для продвижения совместных инициатив в этой области на профильных площадках ООН; 

е) изучение и применение в Российской Федерации лучшего зарубежного опыта по комплексному противодействию незаконному ввозу наркотиков на территорию государства, производству наркотиков на его территории, использованию современных технологий в целях незаконного оборота наркотиков, а также опыта по разрушению экономических связей наркопреступности, в том числе используемых для финансирования терроризма; 

ж) повышение роли Российской Федерации в двустороннем и многостороннем сотрудничестве с иностранными государствами (в том числе под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности) по вопросам оказания им содействия в осуществлении антинаркотической деятельности, включая подготовку кадров, повышение их квалификации и развитие потенциала государственных органов, осуществляющих функции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; 

з) комплексное изучение вопросов, связанных с осуществлением контроля за оборотом наркотиков (в том числе в целях сокращения предложения наркотиков на рынке сбыта и спроса на них), разработка совместных мер по решению указанных вопросов на соответствующих международных и региональных площадках, в рамках учебных и научно-практических мероприятий, конференций, симпозиумов, медиафорумов и других подобных мероприятий, организуемых Министерством иностранных дел Российской Федерации, компетентными органами иностранных государств и международными организациями.

V. Механизмы реализации настоящей Стратегии 

18. Настоящая Стратегия реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах установленной компетенции. 

19. Реализация настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

20. Государственный антинаркотический комитет разрабатывает и утверждает межведомственный план мероприятий федеральных органов государственной власти по реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне, а также заслушивает на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов государственной власти по вопросам выполнения этого плана. 

21. Реализация настоящей Стратегии на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется на основании перечней приоритетных направлений (планов мероприятий) реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации (далее ¬перечни приоритетных направлений), разработанных антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и утвержденных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Перечни приоритетных направлений должны включать в себя в том числе критерии и показатели состояния наркоситуации в субъектах Российской Федерации, а также планы достижения значений этих показателей по годам.

22. Мероприятия, предусмотренные перечнями приоритетных направлений, включаются в государственные программы субъектов Российской Федерации. Значения показателей состояния наркоситуации в субъектах Российской Федерации, на основании которых осуществляется оценка результатов реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и которые включены в перечни приоритетных направлений, отражаются в ежегодных докладах о наркоситуации в субъектах Российской Федерации. 

23. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (председатели антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации) обеспечивают реализацию настоящей Стратегии на территориях субъектов Российской Федерации и несут ответственность за эффективность ее реализации. Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации заслушивают на своих заседаниях должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам выполнения перечней приоритетных направлений. 

24. Реализация настоящей Стратегии на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии включаются в соответствующие муниципальные программы.

VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии 

25. Оценка результатов реализации настоящей Стратегии осуществляется на основании следующих показателей: 

а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах на 100 тыс. человек); 

б) криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек); 

в) количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. человек); 

г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. человек);

д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации (по данным системы мониторинга наркоситуации). 

26. К 2025 году планируется достижение следующих значений показателей состояния наркоситуации в Российской Федерации: 

а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков - 125,9 случая; 

б) криминогенность наркомании - 114,2 случая; 

в) количество случаев отравления наркотиками -10,1 случая; 

г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков - 2,7 случая;

д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации - напряженная. 

27. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии к 2030 году (по сравнению с 2019 годом) являются: 

а) снижение уровня вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков со 143,1 до 113,1 случая; 

б) снижение уровня криминогенности наркомании со 115,8 до 102,3 случая; 

в) сокращение количества случаев отравления наркотиками с 12,4 случая до 9 случаев, в том числе среди несовершеннолетних - с 12,4 случая до 10 случаев; 

г) уменьшение количества случаев смерти в результате потребления наркотиков с 3 случаев до 2,4 случая; 

д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации - нейтральная. 

28. Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляет Государственный антинаркотический комитет.



Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2030 г.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: www.kremlin.ru/acts/news/64480
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...